69
целом. И их обязательно надо учесть в режиме
подготовки.
• Серьезная умственная нагрузка для подрост-
ка и взрослого возможна в течение 40–45 минут.
После этого необходим 10–15-минутный пере-
рыв. Конечно, не для того, чтобы закрыть книгу
и включить компьютер. Перерыв – время смены
деятельности, физических упражнений, релакса-
ции. Полезно сделать упражнения для глаз. Мож-
но прилечь, расслабиться, свободно подышать,
поставить спокойную любимую музыку…
• Не обязательно обеспечивать абсолютную ти-
шину во время занятий. Некоторым детям и
взрослым тихо бубнящий радиоприемник или не-
громкая музыка даже помогают сосредоточиться.
Ведь именно так, при фоновом шуме, мы привы-
каем работать в школе. Поэтому совет родителям:
не запрещайте ребенку заниматься под радио, те-
левизор, музыку, если ему так легче. Лишь бы звук
был не очень громкий и не очень ритмичный.
• После 3–4 циклов интенсивной работы по 45
минут обязательно нужно сделать перерыв по-
дольше. Пообедать и… как минимум час–полтора
погулять!
• Вернувшись, можно снова сесть заниматься –
еще один 3–3,5-часовой блок с перерывами. По-
сле которого физиологи настоятельно рекоменду-
ют… закончить. Теперь можно поужинать, снова
погулять часок, а дальше – отдыхать. Конечно,
желания не всегда совпадают с возможностями,
и часто бывает нужен третий блок занятий. Но в
любом случае закончить надо не позже полуночи.
• Запоминание информации, как любую работу,
надо планировать. Если есть три дня и 120 вопро-
сов к экзамену, то распределить подготовку надо
равномерно. При этом учесть правило: второй
день будет успешнее первого (ведь сначала надо
«вработаться»), но последний день уже не так хо-
рош, как второй (ближе к концу аврала неизбежен
спад). Зная это, распределяем материал, не забы-
вая оставить в последний день время на повторе-
ние.
Что любит наша память
Информация легче запоминается, если:
1) она интересна, спорна или неожиданна;
2) эмоционально окрашена;
3) наложена на уже имеющиеся знания;
4) подается в контексте (например, изучать зооло-
гию проще и быстрее в музее зоологии, звезды – в
планетарии, а не по учебнику);
5) запоминание происходит в процессе какого-то
физического действия (при ходьбе или даже про-
сто стоя запоминается лучше).