свою собственную речь, играет словами, а по-
тому может вкраплять словечки из одного язы-
ка в другой. (Родители испанско-русских детей
знают море примеров из серии "эстой рисован-
до", "бой играндо", "хочу кашу бланку" (в смысле,
манную кашу).
Советуем ни в коем случае не исправлять эти
ошибки при посторонних и не высмеивать дитя.
Не перебивайте, дайте ему высказаться полно-
стью. И только после этого, как будто невзна-
чай, постарайтесь повторить все без ошибок.
Период иноязычных "вкраплений" рано или
поздно закончится. А дальше все зависит от
нас, родителей. Если нам самим безразлично,
правильно ли мы говорим на языке, то и карти-
на мира у ребенка будет размыта. Если мы сами
часто и без разбора смешиваем разные языки,
то и дети будут допускать везде множество
ошибок.
Миф 7: Знание нескольких
языков - это незнание ни одного
в совершенстве.
Начнем с того, что знанием языка в совершен-
стве - даже в родной языковой среде! - могут
похвастаться лишь единицы (ведь это предпо-
лагает владение всеми стилями, диалектными
чертами, игрой слов, огромным словарным и
цитатным запасом).
Кто из нас отважится заявить, что владеет ка-
ким-либо языком "в совершенстве"? Да и нужно
ли это в жизни? В большинстве случаев необ-
ходима чистая и грамотная речь. А к ней нуж-
но прийти, ведь разные языки развиваются у
ребенка не равнозначно. Как правило, на одном
(двух) языках дети получают знания, на другом/
других общаются в семье. Бояться следует так
называемого "полуязычия". Оно появляется при
слабом участии родителей в общении.
Соблюдайте несколько простых правил, и вы
станете родителями счастливых детей мульти-
лингвов:
- Не ругайте за ошибки, но поправляйте, указы-
вайте правильные ответы.
- Хвалите. Регулярно оценивайте любой успех
в изучении языков, даже незначительный. Для
иных детей похвала - это единственный стимул,
стимул к движению вперед.
- Поддерживайте престиж родного языка. Раз-
говаривайте на своем языке в общественных ме-
стах. Становитесь частью сообщества, в котором
вы живете, представляя себя такими, какие вы
есть.
- Старайтесь устанавливать границы для каждо-
го языка, например, "одна персона - один язык".
- Больше общайтесь с вашим ребенком. Превра-
щайте процесс обучения в игру.
- Следите за собой и за чистотой вашей речи.
53