сионадо Орсон Уэллс: «Она закончила карьеру
одним-единственным взрывом славы и крими-
нальности».
В 1950 году Золотая Богиня выходит замуж за
известного португальского аристократа Фран-
сиско де Кастело Бранко, племянника своего
первого учителя, и становится матерью шесте-
рых детей. Неугомонная Кончита уже в качестве
журналиста и писателя-мемуариста продолжает
борьбу за право женщин выбирать любую про-
фессию, а также успешно занимается разведени-
ем португальских пойнтеров. Вскоре она посвя-
щает себя еще одному благородному делу — спа-
сению редчайшего вида португальских водя-
ных собак — кан-диагуа. Именно из ее питомни-
ка эти спокойные, не вызывающие аллергии со-
баки попали сегодня в США, в том числе и в се-
мью американского президента Барака Обамы.
ТОРЕРЫ В ИСПАНИИ
Поистине историческим для испанской кор-
риды стал 1974 год. Испанки наконец добились
полной отмены запрета на профессию. В этот
год андалусийка-новилльера Анхела Эрнан-
дес обратилась в суд с просьбой открыть двери
женщинам-тореро: «Мы водим самолеты, уча-
ствуем в войнах, ездим на сафари. Что такого
особенного в битве с быком?».
Но это не было окончательной победой. Торера
Анхела знает о шовинизме не понаслышке. Как
и звездная Кристина Санчес, вышедшая на аре-
ну в одиночестве, потому что мужчины-тореро
отказались разделить с ней ринг. Как лучшая
новилльера 30-х годов Хуанита де ла Крус, пер-
вая женщина, профессионально выступившая
на знаменитой мадридской арене. Из-за дискри-
минации она не смогла стать полноправной ма-
тадорой в Испании и приняла альтернативу в
Мексике. Как талантливая американка Анна Ха-
скинд, сделавшая две попытки покорить Испа-
нию в 80-х и 90-х, во время которых ей четко да-
ли понять, что, несмотря на профессионализм,
даме не место в мужской профессии. Анна вер-
нулась в Лос-Анджелес и работает в кино и на
телевидении. Первое правило, которое выучи-
ла русская торера Лидия Артамонова, звучало
так: «Чтобы женщину приняли на арену, нужно,
чтобы ее технический уровень был выше, чем у
мужчины».
И сегодня борьба продолжается. Консерватизм
мира корриды стал причиной ухода с арены зна-
менитой Кристины Санчес. Она была так хоро-
ша, что в 1995 году ее вынесли на плечах с аре-
ны Las Ventas в Мадриде, а это является выс-
шим признанием мастерства. Через год сбы-
лась ее мечта — на корриде в Ниме (Франция)
бывший парикмахер, социальный феномен Ис-
пании и современная торера номер один бы-
ла торжественно посвящена в ранг матадора, а
ее «крестным» стал выдающийся Курро Роме-
ро. Однако, став равноправным членом элитно-
го клуба, она не перестала быть раздражителем
для мужчин с комплексом мачо. Коллеги наот-
рез отказывались выступать с ней на одной аре-
не. Чем популярнее становилась Кристина, тем
реже ее приглашали на престижные бои, что не
могло не сказаться на уверенности в себе. Стала
дрожать рука, и в 1999 году она была вынужде-
на прекратить карьеру. Кристина вышла замуж
за португальского пикадора и родила двоих де-
тей. Но, прежде чем покинуть арену, первая жен-
щина, посвященная в матадоры в Европе, успела
передать эстафету Мари Пас Веге. Именно Ма-
ри Пас стала первой женщиной, которая обрела
этот ранг в Испании, где и выступает по сей день.
ТОРЕРЫ И МОДА
Женщины боролись не только за свободу выхо-
да на арену, но и за свободу от оборок. Долгие го-
ды они должны были сражаться с быками в тес-
ных платьях, украшенных рюшами и оборка-
ми, или в неудобных юбках. В 1886 году Долорес
Санчес с заслуженным прозвищем Ла Фрагоса
(Скандалистка) вышла на арену в традиционном
«костюме света» (traje de luces), чем шокировала
мужскую публику и провозгласила новые мод-
ные тенденции арены. Так, пару лет назад ита-
льянский бренд Moschino создал потрясающе
красивую коллекцию, посвященную Испании,
— по подиуму ходили великолепные женщины-
тореадоры. Кристиан Лакруа ежегодно создает
костюмы для прелестной рехонеадоры (конной
тореры) парижанки Мари Сары Бурсельер.
●
Удивительна судьба Лидии Артамоновой.
Она родилась в Москве, выросла в Европе,
окончила МГУ и Парижский Католический
университет с дипломной работой на тему
«Социальный фактор в корриде». Страст-
ное увлечение лошадьми, возможно, ге-
нетическое, благодаря казацким и кабар-
динским корням, привело ее к француз-
скому регби на лошадях и в конную порту-
гальскую корриду. Сейчас Лидия занялась
коневодством, открыла в Подмосковье ла-
тинскую школу выездки и разводит ибе-
рийских лошадей.
Ана Батиста.
Кристина Санчес.
LINDA
(
21)
2013
84
я
вление
LINDA21_080-084_Matador.indd 84
5/17/13 2:59 PM