Например, очень любопытная теория гласит, что
семейство де лас Куэвас принадлежало к сообще-
ству обращенных в христианство евреев, коих не-
мало проживало в Толедо. Кстати, именно самые
богатые из них заказывали Эль Греко полотна, ко-
торые прославили его имя на века. Да и жил мастер
во дворце, расположенном в иудейском квартале…
Так или иначе, считается, что женщина, родившая
Доменикосу единственного и любимого сына, была
страстью маэстро. Возможно, именно образ Иеро-
нимы отражен на знаменитом полотне "Дама в ме-
хах". Эту картину, например, боготворил Сезанн,
много раз копировал ее, считая лучшим женским
портретом в истории живописи.
Покрыты тайной реальные отношения Доменико-
са и Иеронимы. Может быть, они жили "долго и
счастливо" (как это только возможно в эпоху Инк-
визиции), а может, Иеронима поплатилась за свою
любовь заточением в монастырь, где и умерла, едва
успев родить ребенка. Первая версия была симпа-
тична греческому режиссеру Смарагдису, потому
его картина так лирична и романтична. Второй же
вариант - драматичный и даже трагический - нашел
отражение в фильме "Эль Греко" итальянца Лучано
Сальче (лента продублирована на "Мосфильме", и
была показана в СССР еще в 70-годы прошлого ве-
ка). Кстати, обе киноновеллы очень познавательны
для любителей испанской истории и искусства.
Розанна Скьяффино
и Мел Феррер в ленте
Л.Сальче
"Эль Греко"
(1966г.)
***
Художник прожил по-эллински долгую жизнь (бо-
лее 70 лет), но умер в бедности, был перезахоронен
в монастыре, позже разрушенном… Жизнь же
его прошла среди друзей, понимавших толк в ис-
кусстве (посмертную эпитафию ему писал Луис де
Гонгора), в обществе любивших его женщин, в ро-
скоши и творчестве. Он однозначно любил жизнь,
ведь на его полотнах так много света: там, где нет
тьмы, нет и смерти… И совсем в неприветливые
времена он, закрывая глаза, говорил свое обожае-
мой донье: "Я вижу счастье".