В программе таких вечеров обязательно было му-
зицирование на фортепьяно и чтение вслух, а в
остальное время мужчины беседовали, дамы за-
нимались рукоделием, молодежь играла в настоль-
ные игры. В духе того времени императрица люби-
ла заниматься с альбомами. Часть из них заполня-
ла собственными рисунками, в других записывала
цитаты из прочитанных книг. Отметилась она и в
качестве... певицы.
В 1821 г. в Берлине был устроен грандиозный те-
атрализованный праздник по случаю приезда
Александры Федоровны с мужем на свадьбу ее
сестры принцессы Александрины Прусской. За
основу всего действа по предложению самой ви-
новницы торжества взяли тогда поэму Томаса
Мура «Лалла Рук». Постановку осуществил при-
дворный композитор прусского короля Гаспа-
ре Спонтини. Главную роль прекрасной индий-
ской принцессы Лаллы Рук, совершившей путе-
шествие в Кашмир для встречи с женихом, испол-
няла Александра Федоровна. А роль жениха Лал-
лы принца Амириса сыграл будущий император
Николай Павлович.
Императрица Мария Александровна любила так
называемые салонные игры — шарады, буриме,
экспромты, эпиграммы, надписи к живым картин-
кам... А ее преемница на троне Мария Федоровна
приохотилась к пользованию чудом техники XIX
века — фотоаппаратом. Государыня активно зани-
малась любительской фотографией и передала это
свое увлечение сыну — будущему императору Ни-
колаю II и его жене Александре Федоровне. В се-
мье последнего царя фотографировали друг друга,
свой ближний круг в Царском Селе, во время от-
дыха в Крыму, морских путешествий по финским
шхерам... Сохранилось фото, на котором запечат-
лена государыня Александра Федоровна, увлечен-
но вклеивающая фотографии в альбом.
Помимо фотографирования последняя из россий-
ских цариц в молодые годы увлекалась также и
большим теннисом. В один из июньских дней 1900г.
она, например, сообщила в письме, отправленном
мужу: «...С 3 до 5 играла в теннис. Жара была просто
убийственная, мозг просто в идиотическом состо-
янии. Сегодня я по-настоящему хорошо играла...»
Конечно, обязательным времяпрепровождением
русских императриц было увлечение эпистоляр-
ным жанром. Письма многочисленным родствен-
никам, близким, доверенным лицам диктовались
секретарю или писались лично. Одно из писем им-
ператрицы Марии Федоровны вот уже более 110
лет хранит свою тайну. 24 июня 1899 г. она написа-
ла и отправила письмо сыну, цесаревичу Георгию,
который был тяжело болен туберкулезом и пото-
му жил на Кавказе в имении Абас-Тумани. Но по-
ка послание шло к нему, Георгий умер, так что кор-
респонденцию вернули императрице. Мария Фе-
доровна сберегла письмо во всех своих непростых
странствиях после отъезда из России. После смер-
ти государыни содержание этого послания оста-
ется до сих пор никому не известным: конверт так
никогда и не был распечатан...
Платье Марии
Федоровны —
жены
Александра III,
фирма
Ч.Ворта.
Императрица
Мария
Федоровна
— жена
Александра III.
Чулки
императрицы
Марии
Федоровны
(конец
XIX в.).
Государыня активно занималась
фотографией и передала это
свое увлечение сыну — будущему
императору Николаю II и его жене
Александре Федоровне.
и
стория
LINDA
(
21)
2013
64
LINDA21_062-064_Romanovs.indd 64
5/16/13 12:44 PM